Формальные торги
Во втором полугодии уходящего 2014 года в Сызрани нами был зафиксирован целый ряд случаев начала осуществления работ подрядчиками до момента официального подведения итогов торгов на сайте госзакупок (
раз,
два,
три,
четыре,
пять). Как правило, это касалось либо объемных сезонных работ, либо работ капитального строительства, деньги на которые были выделены «вдруг» по итогам сложившейся экономии в первом полугодии. Работы надо было выполнить в весьма сжатые сроки – провести благоустройство газонов до наступления холодов, уложить новый асфальт до выпадения снега или за год возвести большой спортивный объект. Кроме позднего старта работ, в ситуацию вмешивается и понятие «финансового года», когда властям надо во что бы то ни стало освоить выделенные средства до 31 января.
И «дырки» находятся
Фальстарт старт выполнения работ объясняется сугубо благими намерениями. Потенциальных подрядчиков на серьезный объем работ капитального характера в провинциальном городе немного, добросовестных и способных выполнить контакт на должном уровне качества - еще меньше. Между тем, действующее законодательство ставит во главу угла цену контракта, но в современной жизни вместе с ценой особое значение имеет качество выполненных работ и доказанная ранее ответственность подрядчиков. Но в условиях сжатых сроков выполнения работ терять как минимум месяц на процедуру торгов означало бы невозможность их осуществления даже для самых ответственных и добросовестных подрядчиков. Поэтому чиновникам приходится искать «дырки в системе», чтобы гарантировать результат аукциона в пользу определенного исполнителя, который к тому же уже начал работы. Торги при этом становятся чистой формальностью.
Правила составления и требования к конкурсным заявкам настолько запутанны и сложны, что выполнить их досконально точно чрезвычайно сложно. Найти, к чему придраться и отказать в допуске к торгам, можно практически всегда. Основания могут варьироваться, начиная от неподходящих параметров материалов, которые могут прямо повлиять на то же самое качество, и до отсутствия оригинала акта ранее выполненных работ или заверенной не нотариусом, а директором налоговой выписки, что к добропорядочности подрядчика имеет весьма косвенное отношение. При этом правомочность отказа в допуске к торгам легко подтвердит и ФАС – формально, требования конкурсной документации действительно не выполнены. При этом насколько строго проверяется соответствие всем требованиям заявки допущенных участников, выяснить не возможно - победителей, как говорится, не судят.
Хорошо, если все это делается сугубо в благородных целях – выполнить поставленные задачи в срок, с должным качеством и в пределах выделенных средств, пускай даже без экономии. Но, нельзя не признать, что такая ситуация является коррупциогенной - ведь нет гарантии, что завтра чиновники не воспользуются «дырками в системе» уже в своих корыстных целях.
«Растянуть» и «заморозить»
К сожалению, в существующей российской действительности уйти от ситуации позднего выделения средств практически невозможно. Средства так и будут сыпаться «вдруг», а чиновникам придется их осваивать в авральном режиме. Для примера бюджет Сызрани корректировался в уходящем 2014 году 14 раз, и почти всегда это вновь поступившие средства, не учтенные в первоначальном главном финансовом документе города.
Одним из методов исправления ситуации может стать «переходящий» режим исполнения контрактов, когда срок выполнения работ привязывается не к концу календарного года, а к ближайшим благоприятным условиям – наступлению теплого времени года, например. Возможно, стоит ввести нормативы сроков исполнения для типовых контрактов, чтобы даже «на бумаге» подрядчикам не ставить сотню лавочек и урн за три дня.
Дополнительным механизмом решения проблемы может стать «заморозка платежа», когда средства по контракту поступают из бюджета на счет стороннего финансового учреждения, а подрядчику выплачиваются только после приемки выполненных работ. Туда же могут поступать и средства обеспечения заявки от подрядчика, которые перейдут в бюджет при ненадлежащем исполнении контракта. Этот механизм может обеспечить независимость выплат от «финансового года».
Вспоминая один и скетчей программы «Городок» «
Как будто в калькуляторе нельзя дырочку просверлить…», можно смело заявить: «дырки» найдутся в любом механизме и законе. Возможно, ключ решения проблемы формальных торгов в создании таких условий, чтобы чиновники просто не было бы необходимости искать прорехи в законодательстве и пользоваться его не совершенством.
| 12.11.2014 18:17