маленькая Сызрань - о Сызрани

https://www.syzran-small.ru/pages-2119
Распечатать

Потребитель чаще всего бывает прав


За прошедшую половину нынешнего года специалистами Отдела по защите прав потребителей (ОЗПП) Управления по потребительскому рынку администрации г. о. Сызрань было рассмотрено 673 обращений и заявлений граждан. Это на 105 случаев больше, чем за аналогичный период 2010-го. Просьбы о содействии касались сферы торговли (412 обращений), жилищно-коммунального хозяйства (135), бытовых услуг (126). По рассмотренным заявлениям даны консультации, из них с составлением претензий — 650, по 23-м заведены делопроизводства. Судами удовлетворены иски 33 потребителей. Общая сумма возмещения ущерба по рассмотренным материалам составила 1 млн 934 тыс. рублей. Гражданам вернули 1 млн 424 тыс. рублей, в том числе в добровольном порядке - 798 тыс. руб., через суд - 626 тыс. руб. Проведена замена товара ненадлежащего качества на сумму 510 тыс. рублей.

Анализ жалоб и обращений, проведенный специалистами ОЗПП, показал, что граждане стали чаще сталкиваться с нарушениями прав и в связи с этим добиваться их защиты. Следует также отметить повышение юридической грамотности населения. Это граждане проявляют и при отстаивании своих потребительских прав в судах.

Содействие, оказываемое специалистами отдела гражданам при рассмотрении их жалоб, пропаганда норм законодательства в данной области создает на потребительском рынке правовое давление на хозяйствующие субъекты, что обеспечивает добровольное разрешение значительной части конфликтов. Показателен такой факт: за минувшие шесть месяцев лишь около 5 % всех поступивших в наш отдел обращений рассмотрены в суде. А все остальные конфликты разрешены в добровольном порядке.

Специалистами ОЗПП ведется целенаправленная работа по содействию в защите прав граждан на рынке потребительского кредитования. Показателен в этом плане суд, состоявшийся при нашем содействии 1.06.2011 г. Он признал в кредитном договоре гр-на З. с ООО «Русфинанс Банк» наличие условий, ущемляющих его права и взыскал в пользу потребителя комиссию за ведение и обслуживание счета в размере 111 028,32 руб.

Продолжает поступать большое количество жалоб на низкое качество промышленных товаров, в том числе обуви, телефонных аппаратов, мебели, аудио- и видеотехники, телевизоров, одежды, технически сложных товаров. Специалисты ОЗПП оказывают своевременную помощь гражданам и в таких случаях.

Приведу пример. Обнаружив недостаток производственного характера в своем автомобиле в течение 15 дней со дня его покупки, потребитель предъявил претензию, составленную специалистами нашего отдела. В результате продавец сделал замену на аналог надлежащего качества. Потребителю была выплачена неустойка за нарушение срока удовлетворения требований в размере 1 % цены товара (4999 рублей) за каждый день просрочки и возмещены убытки за использование эвакуатора (9630 рублей).

Немало нарушений прав потребителей зафиксировано при оказании различных видов услуг. Своевременное обращение граждан в наш отдел за содействием позволяет разрешать конфликты в добровольном порядке. Так, в мае текущего года потребитель К. заключил договор с медицинским учреждением о лечении зуба. Гарантийный срок составил один год.

Однако услуга была оказана с недостатками. Гражданин испытывал боль и дискомфорт. При содействии специалистов ОЗПП, потребитель в соответствии со ст. 29 закона и п. 17 «Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» направил письменную претензию с отказом от исполнения договора и требованием о возмещении причиненных ему убытков. В результате гражданину добровольно вернули 1800 рублей.

Участие специалистов нашего отдела в заседаниях рабочей группы при комитете ЖКХ администрации г. о. Сызрань, совещаниях с руководителями управляющих компаний позволяет снимать значительную часть конфликтов, возникающих при оказании жилищно-коммунальных услуг. Квалифицированное содействие со стороны ОЗПП при подготовке потребителю необходимого пакета документов в суд помогает преодолеть разногласия и приходить к мировому соглашению.

Например, в июне 2011 года потребитель С. обратилась в суд с подготовленным специалистами ОЗПП пакетом документов с требованиями к ООО УК «ЖЭС». Речь шла о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры, убытков и компенсации морального вреда. Суд утвердил мировое соглашение между истцом и ответчиком. По его условиям ООО УК «ЖЭС» возместило ущерб, причиненный потребителю, на общую сумму 19 722 рубля, в том числе тысячу рублей - в счет компенсации морального вреда.

Много вопросов возникает по обмену товаров надлежащего качества. Здесь важно помнить несколько моментов. Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему такого товара обменять на аналогичный. Или возвратить, получив уплаченную сумму. При этом товар не должен быть в употреблении и покупатель обязан располагать доказательствами его приобретения у данного продавца (ст. 25 закона).

Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. утвержден перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, которые нельзя возвратить или обменять на аналогичные. В данном документе указано 14 позиций. При этом следует учитывать классификацию по группам и видам товаров. Позиция может оказаться одной. Но в ней могут быть товары из разных групп. Это касается, например, пункта 11 перечня. Здесь - технически сложные товары бытового назначения.

В заключение хочу подчеркнуть, что формированию у населения навыков рационального потребительского поведения способствуют консультации, которые проводят специалисты нашего отдела по адресу: ул. К. Маркса, 67. Прием граждан ведется в понедельник и среду с 9.30 до 17.30, в пятницу - с 9.30 до 16.30. Устные консультации можно также получить и по телефонам: 98-48-82, 98-49-37, 98-49-52.



В. ЖЕЛЕЗНОВ
| 28.07.2011 09:36