маленькая Сызрань - о Сызрани

https://www.syzran-small.ru/pages-181
Распечатать

Лариса Хафизова раскрыла "глубины сердца..."



В помещении библиотеки N78 открылась выставка графических работ «Глубины сердца и веков» молодой тольяттинской художнице Ларисе Хафизовой.
... В здании, где находится библиотека, на втором этаже - довольно просторное помещение с задрапированными белой тканью окнами. И- картины, картины, картины... Вы не найдете здесь буйства красок и неожиданных цветовых созвучий, той зрелищности, что приковывает взгляд. Цветовая гамма вполне определенна - ясные пепельные тона либо черно-белые. Эти рисунки не бросаются в глаза, но завораживают, как тихая, нежная музыка.
Поражает разнообразие тем, сюжетов и образов, объединенных в серии: «Казань», «Галантный век», «Средневековье», «Монастырь». Здесь и графика, и акварель. Из глубины веков смотрят на нас красавица Гульчечек (по-татарски «цветок») и булгарка Консулу - невеста Myсы. Изящные, гибкие фигурки в узорчатых восточных нарядах. Фата, развевающаяся за спиной. Тонкие черты лица, темные глаза, поблескивающие из-под остроконечной шапочки, отороченной пушистым мехом. Так вот вы какие, казанские «принцессы»!
Сиреневый диптих «Леди и рыцарь» переносит нас в эпоху культа Прекрасной дамы. Его герои - воплощение изящества и благородства, идеала красоты облика и души, чего зачастую так недостает нам теперешним.
А вот и еще сцены из далекого прошлого. Средневековые монахи на рисунках не лишены человеческих слабостей: толстенький чревоугодник, явно заботящийся не о духе, а о плоти, охотник до женского пола, грешащий и тут же складывающий руки в мольбе о прощении... Автора картин можно было бы упрекнуть в антиклерикальных настроениях, однако не будем спешить с выводами. Обратим внимание на соседний рисунок- «Утешение». Две женских головки в черных монашеских покрывалах склонились друг к другу, чтобы поведать о страданиях в земной юдоли... Теперь понимаешь, насколько тонко художница чувствует колорит эпохи, передает полноту человеческого характера.



Вот что пишет о своем творческом процессе Лариса Хафизова: «Когда я рисую, то перед глазами будто разворачивается какое-то событие. Я наблюдаю за жизнью придуманных мною героев, слышу, о чем они ведут разговор... А потом выбираю миг из этой жизни и переношу его на лист чистой бумаги. Мне нравится изображать людей, хочется показать не только образ, но прежде всего душу. Например, если это монахи, то я делаю их более земными, со слабостями и страстями. Если это демоны, то они тоже продают, а значит, имеют сердце».
Может быть, именно благодаря умению прочувствовать образ и вжиться в него герои ее картин и наполняются плотью и кровью, что, кстати, и отмечают искусствоведы.
Несомненной удачей Ларисы Хафизовой стали иллюстрации к известной пьесе Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Она блестяще освоила оригинальную графическую технику, воспроизводящую с помощью тонкого пера фактуру средневековых шпалер - поразительный эффект реконструкции той эпохи! «Одухотворенная и изящная графика! Мой Сирано живет на сцене, твой - на бумаге» - это отзыв о работе художницы знаменитого актера и режиссера московского театра «Сатирикон» Константина Райкина.
Вообще, нужно сказать, Лариса Хафизова - прекрасный иллюстратор. Доказательство тому - книги Л. Украинской, С. Дьячкова, Ю. Стерликовой, представленные на выставке. Перелистываешь страницы «руси былинной» - и оживает древняя земля славян. Перед нами предстают витязь, молодой воин в доспехах Х века, Баян в языческом одеянии... А вот княжна со своею служанкой. В руках у нее ларец с украшениями и металлическое зеркало. Княжна примеряет бусы. Живые, яркие образы, помогающие представить наше славное прошлое, наших далеких предков.
Стоит ли говорить о том, что все эти чудесные картины созданы человеком, с детства страдающим тяжелой болезнью? Лариса Хафизова прикована к постели и не может поднять даже стакан с водой. Только представьте, каких усилий требует каждое движение кистью или карандашом!
Тольяттинский журналист Сергей Мельник в статье «Гамбургская закваска Л. Хафизовой» отмечает «...мне кажется, что в аннотациях к выставкам и альбомам художников не следует писать о том, через какие тернии им пришлось пройти. Во избежание погрешности в оценке. Чтобы не подмывало сделать скидку на тяжелое детство и прочие далекие от вечности вещи».
Да нет же, писать об этом стоит. Лариса Хафизова сумела преодолеть страдания, разорвать замкнутый круг одиночества и подарила людям неповторимые картины. Картины, рожденные из боли и света своей души.


Георгий Лимановский
ВВС №23
9 июня 2007

| 11.06.2007 17:19