«Пластик» пошел в рост
Один из ключевых поставщиков АвтоВАЗа в Самарской области — сызранское
ОАО «Пластик» — впервые за год смог получить чистую прибыль в размере
немногим более 15 млн рублей. Однако, по прогнозам экспертов, убыток
2009 года — более 340 млн рублей — предприятие в этом году «не
отыграет». Участники рынка говорят о высоком уровне закредитованности
предприятий отрасли и о том, что восстановление доходов смежников
возможно лишь в среднесрочной перспективе.
Крупнейший поставщик ОАО «АвтоВАЗ» в Самарской области — ОАО «Пластик»
— раскрыл финансовые итоги работы в 2010 году. Согласно опубликованной
документации, за 6 месяцев стоимость активов компании упала до 1,815
млрд рублей (2,1 млрд за аналогичный период 2009 года). При этом
выручка «Пластика» в текущем году выросла на 44% — до 2,163 млрд рублей
(1,5 млрд годом ранее), и компания даже смогла наконец получить чистую
прибыль — 15 млн (убыток 25,56 млн в первом квартале текущего года).
Рост выручки в ОАО объясняют увеличением объемов производства (60%
продукции отгружается на «АвтоВАЗ»).
При этом в 2010 году у компании все еще нет собственных оборотных
средств, этот показатель имеет отрицательную величину — 196, 669 млн
рублей. Годом ранее средства были, они составляли 716, 834 млн рублей,
однако по итогам 2009 «Пластик» ушел в минус на 269,356 млн рублей.
Ситуация усугубилась в начале года, когда компании уже не хватало 357
млн рублей.
По итогам первого полугодия кредиторская задолженность ОАО составляет
4,757 млрд рублей, из которых долгосрочная (срок наступления платежа
свыше 1 года) — менее 20% (742, 998 млн рублей). Основным кредитором
ОАО «Пластик» является Поволжский банк Сбербанка РФ, которому
сызранская компания должна 3,8 млрд рублей. При этом «Пластик» уже
просрочил более 145,47 млн рублей платежей в бюджет и своим
поставщикам. Причина все та же — отсутствие оборотных средств.
Основной владелец ОАО «Пластик» — сызранское ООО «Криста», мажоритарным
акционером которого является Владимир Симонов. Он же воглавляет совет
директоров «Пластика». Предприятие является одним из крупнейших
поставщиков автокомплектующих из пластмасс на ОАО «АвтоВАЗ», ЗАО
«GM-АвтоВАЗ», ОАО «УАЗ». В 2009 году компания получила убыток -341, 711
млн рублей при выручке 3,162 млрд рублей.
Эксперты отмечают, что по итогам первого полугодия 2010 года объем
товарной продукции ОАО «Пластик» составил 1,767 млрд рублей, что на 56%
выше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. По их словам,
учитывая планы выпуска автомобилей «АвтоВАЗом», ЗАО «GM-АвтоВАЗ», ОАО
«УАЗ», по итогам года возможен рост производства на 75%, в 2011 — на
22% (к уровню 2010 года). Однако уже в 2012-2013 годах тренд может
принять негативный характер: АвтоВАЗ начнет обновлять модельный ряд, а
окажется ли «Пластик» в новом пуле поставщиков, пока неизвестно. Вчера
в пресс-центре ОАО «АвтоВАЗ» заявили, что у завода нет перед
«Пластиком» просроченной задолженности за комплектующие, а
сотрудничество с сызранской компанией в комплектации новых моделей
рассматривается «в среднесрочной перспективе».
«Вряд ли они по итогам года выйдут в плюс, в прошлом году убыточны были
все. Например, убытки ОАТ составляли 98 млн, — рассуждает глава одной
из конкурирующих с «Пластиком» компаний. — «Пластик» старается снижать
степень ориентированности на АвтоВАЗ, вот недавно запустили площадку в
Санкт-Петербурге, ориентируясь на сотрудничество с Nissan и Hyundai».
Комментируя отсутствие у «Пластика» свободных оборотных средств,
главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин полагает, что
«предприятие могло израсходовать свои производственные запасы, товары,
находящиеся в стадии незавершенного производства, а полученные в
результате реализации денежные средства вывести из оборота». По оценкам
участников рынка, они скорее всего были направлены на расчеты по
кредитам.
Аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов отмечает высокую
закредитованность предприятий-смежников. «Сейчас ситуация за счет мер
господдержки улучшается, причем настолько, что в цепочке поставок
АвтоВАЗа случаются сбои: сократившие производство и персонал
производители комплектующих не справляются с возросшими заказами», —
рассказывает эксперт. По его словам, смежники оказались, по сути, в
замкнутом кругу: тем, кто ориентирован на текущий модельный ряд
тольяттинского завода, нет необходимости вкладываться в обновление
оборудования, так как эти модели уже в 2012 году могут быть сняты с
производства. С другой стороны, менеджеры АвтоВАЗа не раз негативно
высказывались о качестве поставляемой продукции. По прогнозам господина
Беспалова, выйти на уровень безубыточности смежники смогут «очень
нескоро». По оценкам самих участников рынка, при условии, что выпуск
вазовской «классики» сохранится на «Иж-Авто», «выход из минуса» может
занять до пяти лет.
http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1485979
| 12.08.2010 12:09